MyFest.RU - Все фестивали мира! Почти! :)

Найди свой фестиваль!

Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Солнцестояние. Блог фестиваля

Фестиваль: Солнцестояние в каталоге MyFest.ru

Солнце - это свет, солнце - это тепло, солнце – это жизнь. Солнце - это то, что существовало до появления всех религий. Солнце не разделяло людей религиозными барьерами догм – оно сияло в небесной выси, даря тепло и свет всему живому на земле, и до сих пор...


13 июля 2014 

Солнцестояние - ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И ЕГО СЫН (былина) https://vk.com/byliny...

НАЗАД

Видео: Леонтий Тимофеевич и Анна Лукична Чупровы  - Илья Муромец и Сокольник

vk-vidimg-169450422.jpg
Фрагмент фильма "На поле Куликовом" (режиссёр Б. Карпов, 1980)

Видео: Еремей Провович Чупров -- Илья Муромец и Сокольник

vk-vidimg-169450411.jpg
Фрагмент фильма «Там за рекой Печорой» (Леннаучфильм, 1971).
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И ЕГО СЫН (былина)
vk.com/byliny

В сообщении вы можете услышать (и даже увидеть) былину — одну из самых любимых у русских сказителей, как её поют на Пижме и Печоре (Республика Коми), на Мезени (Архангельская область) и в Притоболье (Курганская область).
__________
Подавляющее большинство записей этой былины сделано на европейском Севере России. Северо-восточные редакции сюжета (печорские, мезенские, кулойские, часть золотницких и поморских текстов) принадлежат к одной версии, для которой характерно развернутое описание богатырской заставы, введение в качестве действующего лица (а не только упоминаемого) матери, изображение охотничьих атрибутов Сокольника (ловчие звери и птицы); сына Ильи Муромца обычно именуют Сокольником или Подсокольником. Отдельными элементами с этой версией перекликаются некоторые кенозерские записи, а также два очень близких друг другу варианта из Шенкурского и Архангельского уездов, которые неоднократно перепечатывались и обрабатывались составителями популярных сборников и хрестоматий.

В Печорском крае былина о бое Ильи Муромца с сыном занимает первое место по количеству записей (свыше 30), большинство стихотворных вариантов отличается высокими художественными достоинствами. На протяжении почти целого столетия местная редакция сюжета устойчиво сохранялась в живом бытовании, ее специфические особенности легко обнаруживаются даже в дефектных, полузабытых текстах и отрывках.

Около половины печорских записей сделано в нескольких деревнях на реке Пижме, их уроженцы занесли местный извод былины в другие районы Печорского края. Пижемские варианты отличаются устойчивостью композиции, богаты оригинальными деталями и выразительными формулами, не встречающимися в других северо-восточных записях, в том числе и в текстах с Печоры:

Среди богатырей, охраняющих Киев на заставе, называется Мишка Торопанишка, рода торопливого;
в описании Сокольника используется отрицательный параллелизм: Не Буян ле славной остров там шатаитсе, да не Саратовы ле горы да знаменуютсе;
отводя богатырей, которые не смогут одолеть врага, Илья Муромец говорит: За невид (незавид) потеряет буйну голову;
отправляя опозоренного Алешу (или Добрыню) на заставу, Сокольник иронически передает низкой поклон Илье и предупреждает: Да пускай вами, говнами, не заменяетця, самому ему со мной не поправитцэ;
чудесное избавление Ильи от смертельной опасности во время поединка (вдвое-втрое силы прибыло) обычно сопровождается формулой, связанной с морскими впечатлениями: Вдруг не ветру полоска да перепахнула;
временное поражение богатыря мотивируется его хвастовством: Подоспело (спутало, попутало, сретило) его слово похвальнёё;
мать Сокольника нередко называется поляницей да одноокой.

Некоторые подробности и формулы роднят пижемские варианты с записями со Средней Печоры:

богатыри стоят на заставе недалёко от Киева, за двенадцать вёрст;
Сокольник прямо в седле пишет ярлыки скоры грамотки;
догнав противника, Добрыня говорит ему: Если русьской богатырь, то поворот даю, если не русьской богатырь, то я напуск держу;
возвратившись к матери, Сокольник обзывает Илью собакой ярыжливой, старой коровушкой базыковой.

В пижемских текстах встречаются некоторые формулы, известные по записям из других северо-восточных районов, но не зафиксированные на Средней и Нижней Печоре:

Добрыне ведут коня с семи цепей, с семи розьвезей (с восьми ремней);
различные виды оружия обобщенно обозначаются словом «бой» (тем боем друг друга не ранили, бросили тот бой на сыру землю).

Вместе с тем в пижемском изводе отсутствуют отдельные эпизоды и общеэпические формулы, имеющиеся в других печорских записях:

ни в одном варианте не рассказывается о рождении и детстве Сокольника,
нет формулы по колена в землю утопталися, видно, старому мне замены нет;
не упоминается, что Илье в поле смерть не писана.

Специфические особенности этого извода наиболее полно представлены в былинах Федосьи Чуркиной, Еремея и Леонтия Чупровых.

Обилие оригинальных формул и подробностей не выводит пижемские тексты за пределы печорской редакции сюжета. Как правило, они касаются частностей, словесного оформления общепечорских мотивов и эпизодов; сюжетная схема былины во всех уголках этого обширного региона остается неизменной. К тому же целый ряд своеобразных формул зафиксирован на всей территории Печорского края. Это:

угрозы Сокольника взять Илью Муромца в прикащики, Добрыню — во писари, Алешу — чашки-ложки мыть и т. д.;
описание его расправы с Добрыней или Алешей (Да и дал ему по жопе два потяпыша, да и прибавил ему два алабыша) (за пределами печорского региона эти два мотива отмечены лишь в одном мезенском варианте);
надежды Ильи на легкую и скорую победу (А не успеете вы щей котла сварить, да привезу погану да буйну голову);
упреки Сокольника матери (Тебя зовет блядкой, а меня выблядком) и ее ответ (Не пустым-то молодець похваляитцэ) (предпоследняя формула зафиксирована однажды на Мезени).

Если в других редакциях сюжета Сокольник подбрасывает под облаки палицу или меч, на лету подхватывает оружие и угрожает Илье Муромцу (Как я владею палицей, так владеть мне старым казаком), то в печорских текстах этой угрозы нет, Сокольник тешится стрельбой из лука, на лету подхватывая выпущенную стрелу. Лишь в двух вариантах упоминается палочка, причем в одном из них — вместе со стрелочкой.
Своеобразна печорская формула, выражающая недовольство киевских богатырей вызывающим поведением нахвальщика: Нас ничем зовет, ни во что кладёт.
__________
Текст - с сайта Фундаментальной электронной библиотеки "Русская литература и фольклор" (feb-web.ru/)
Видео - фрагменты фильмов "Там за рекой Печорой" (М. Игнатов, 1971) и "На поле Куликовом" (режиссёр Б. Карпов, 1980)

__________
Сообщение сделал Александр Маточкин: vk.com/skazitel_matochkin
Ссылка на источник


Новое в разделе: Блог фестиваля

18 сентября 2014

Солнцестояние - Не думал что мы будем двигаться к средневековой...

Не думал что мы будем двигаться к средневековой инквизиции и придётся всерьёз писать такие письма Мединский Владимир Ростиславович: Остановите псевдорелигиозный фанатизм и клерикализацию. Мединский Владимир Ростиславович: Остановите псевдорелигиозный...
20 июля 2014

Солнцестояние - Коллеги! Просим помощи в организации...

Видео: Чистокол мой чистокол - из передач Мировой деревни (несмонтированных_ Коллеги! Просим помощи в организации сбора средств на проект публикации фольклорных передач «Мировая деревня» и «За околицей», созданных в 90е годы Сергеем Старостиным и его...
18 июля 2014

Солнцестояние - НЕМНОГО О СИМВОЛИЗМЕ РОГОВ В СЛАВЯНСКОЙ...

НЕМНОГО О СИМВОЛИЗМЕ РОГОВ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. В КОНТЕКСТЕ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ Обычно рога на кичке достигали 20 см в высоту и более, однако в Калужской губернии ещё в конце XIX в. девушки по праздникам надевали головной убор с огромными...
11 июля 2014

Солнцестояние - Полная версия интервью. Станислав Репин:...

Полная версия интервью. Станислав Репин: «Говорить о закате «Солнцестояния ещё рано» Не успел «БК» привлечь внимание к теме знакового омского этнофестиваля «Солнцестояние» (БК№24(550) от 25.06.2014), как потихоньку пошёл резонанс: один из участников оргкомитета...
30 июня 2014

Солнцестояние - Дорогие друзья, требуется Ваша помощь,...

Дорогие друзья, требуется Ваша помощь, что бы уже навсегда пресечь противоправные действия псевдо-собственников земли на яру (месте проведения фестиваля) и в лесу рядом (данные о земельном участке 55:14:220101:140 от Росреестра y=7648780.6274& . Прошу...
29 июня 2014

Солнцестояние - ПОЧЕМУ ЯЗЫЧЕСТВО НЕ БЫЛО УНИЧТОЖЕНО...

ПОЧЕМУ ЯЗЫЧЕСТВО НЕ БЫЛО УНИЧТОЖЕНО ПРАВОСЛАВИЕМ... Аксаков И.С. Указ. соч. С. 171-172. Иван Аксаков, государственный чиновник, командированный в Ярославский край свидетельствовал в одном из писем: «Здесь нет ни одного православного, хотя всё село по...
Наша кнопка:
Яндекс.Метрика